Писатель в жизни

Небольшое интервью, взятое у меня издательством «Снежный Ком М» , в котором опубликован мой роман «Крик родившихся завтра»

Читатель знает писателя только по книгам — а ведь писатели и в жизни довольно интересные люди. С этого дня будем иногда рассказывать о наших авторах. Кто они: живые люди, которые стоят по ту сторону текста?

Сегодня мы поговорили с Михаил Савеличев, автором романа «Крик родившихся завтра».

КОГДА ТЫ НАЧАЛ ПИСАТЬ? РАССКАЖИ О САМЫХ-САМЫХ ПЕРВЫХ ПРОБАХ ПЕРА.
Регулярно — довольно поздно, после университета. Первое крупное произведение — повесть «Тигр, тигр, светло горящий». Как и полагается всякому первому произведению, у нее есть родовые пятна ученичества. Перечитывать ее не возьмусь даже сейчас, хотя в сети она есть и даже кому-то нравится, судя по отзывам. Затем были другие объемистые вещи: романы «Иероглиф» и «Фирмамент». Так что я начал не с рассказов и повестей, а с крупных произведений.
Первая публикация — половина «Иероглифа», вещи очень экспериментальной, но ее решилось взять издательство «Северо-Запад». После чего обанкротилось. И я не уверен, что здесь нет причинной связи. Некоторое время спустя издательство «Сталкер» дало зеленый свет моему продолжению полуденного цикла Стругацких «Возлюби дальнего» — а потом не стало и «Сталкера». Иногда подумываю: не приношу ли я издателям проклятие?

НЕ РАЗ ЗАМЕЧАЛ, ЧТО ПИСАТЕЛИ ПОКАЗЫВАЛИ СКЛОННОСТЬ К ПИСЬМУ И ВЫДУМКАМ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ. У ТЕБЯ БЫЛО ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ?
Почему-то я именно с детства был вполне уверен, что стану писателем. Еще тогда. Но, как ни странно, уверенность не трансформировалась хоть во что-то литературное, не считая школьных сочинений. Видимо, я долго созревал. И, конечно, читал запоем: благо мне повезло с библиотеками, где были богатые фонды и свободный доступ — копайся сколько душе угодно.

ЕСТЬ У ТЕБЯ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПИСЬМА: КАК ТЫ ОТБИРАЕШЬ ИДЕИ, КАК ПИШЕШЬ? ПОДЕЛИСЬ «ПИСАТЕЛЬСКОЙ КУХНЕЙ» С НАЧИНАЮЩИМИ АВТОРАМИ.
Для меня лучший источник идей — книги. Я их называю «машинами по производству мыслей». Не обязательно художественные и, опять же — лично для меня, далеко не художественные. Например, философия ХХ века: и западная, и отечественная. Вот уж где бездна всякий идей! Поневоле думаешь, что на самом деле лучшие фантасты — это философы. Равно как философы — далеко не худшие фантасты, можно вспомнить Лема.
Часто зацепкой для идей становятся конкурсы или тематические сборники.
Обычно, когда я останавливаюсь на идее, я начинаю с фрирайтинга — это мощная техника для наработки всего, что может войти в произведение: герои, сюжетные ходы, антураж.
Очень люблю использовать «библиографические карточки», на которых еще Набоков писал свои знаменитые романы. Выписываю на карточках все, что имеет отношение к произведению, тасую их, выкладываю как игральные карты, выстраивая сюжет, опять тасую. Удобно записывать на них идеи для будущих произведений. В общем, всячески рекомендую.
Как говорят американские писатели, первый черновик — всегда дерьмо. Обычно после окончания черновика ощущаешь к нему отвращение. Поэтому первая версия опуса должна отлежаться. Чтобы забыть о том, что же я там понаписал. Затем извлекаю черновик из ящика и переписываю, дополняю, сокращаю. По-настоящему, только здесь начинается писательство — когда мне важно не написать, а переписать. Обычно у меня выходит три черновика. Последний вычитываю вслух: нахожу массу такого, от чего волосы дыбом встают.

НА КАКИЕ КОНВЕНТЫ ТЫ ЕЗДИШЬ ИЛИ В КАКИХ КОНКУРСАХ УЧАСТВУЕШЬ? ЧЕМ ОНИ РЕАЛЬНО ПОМОГАЮТ В ТВОРЧЕСТВЕ?
Обязательно езжу на Созвездие Аю-Даг, Басткон, по одному разу бывал на Фантассамблее и Интерпрессконе. Из семинаров — на Партенит, романный семинар Петербургской фантассамблеи, ИПК-Малеевка. Выбираю конвенты, где проводятся семинары с разбором текстов и реальной перспективой опубликоваться на бумаге. В этом отношении Созвездие Аю-Даг и Басткон самые привлекательные. В том числе качеством разбора: на хорошем семинаре говорят не то, какую дрянь ты написал, а рекомендуют, как сделать лучше. Важна обратная связь, потому что твой взгляд и взгляд читателя — две большие разницы. Порой изумляешься: неужели ты ЭТО написал?!

ИСПОЛЬЗУЕШЬ ЛИ ТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КАКИЕ-НИБУДЬ ГАДЖЕТЫ, СОФТ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
Я давний пользователь продукции с яблоком. Ноутбуки Мак — мой выбор и технически и эстетически. Непосредственно для текстов использую программу Scrivener (опять же работает только на OS X) — это писательский комбайн или швейцарский нож, огромные возможности для всех этапов творчества, от генерации идей до создания электронной версии книги. Очень люблю рисовать майндмэпы — карты ума будущих опусов, для чего незаменима программа Mindjet MindManager. Для планирования работы над проектом и самоконтроля использую OmniFocus. В последнее время открыл для себя мощный планировщик, хорошо подходящий для разработки сюжета — OmniOutliner.

ДЕЛАЕШЬ ЧТО-НИБУДЬ ДЛЯ РАСКРУТКИ СЕБЯ КАК ПИСАТЕЛЯ В СЕТИ? НАСКОЛЬКО ЭТО ТЯЖЕЛО?
Ох, тяжелый вопрос. И до сих пор открытый. Недавно сын сделал подарок — написал на WordPress сайт swordenferz.ru, я постепенно его осваиваю и пытаюсь сделать отправной точкой для раскрутки в сети. Посмотрим, что получится.

КАКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ?
Обычно я тружусь над несколькими произведениями, все на разных этапах. Где-то идет наработка идей, где-то пишется первый черновик, некоторые дошли до третьего черновика.
Приоритет проектов порой меняется: что-то не желает двигаться, зато вперед вырываются «темные лошадки», на которые и не надеялся особо. О том, что в работе, из суеверия пока ничего говорить не буду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.