Политэкономия Конца Света, или Даешь Апокалипсис! (7)

7. Упадок науки

Современное высшее образование в значительной степени отошло от гумбольтовских принципов и, прежде всего, в том, что касается фундаментальности знаний, которые получает студент за время своего пребывания в университете. Наверное, в этом можно выискивать некий злой умысел жадных бизнесменов от сферы образования, которые желают обеспечить себе непрерывный денежный поток, подменяя подлинно универсальное образование, каким оно и должно было бы быть, так называемыми «компетенциями», то есть весьма поверхностным представлением, некой суммой мозаичных, лишенных целостности, знаний, достаточных для выполнения ограниченного числа практических операций в строго ограниченной сфере научного производства и на строго ограниченном промежутке времени. 

Компетенции — скоропортящийся товар, поэтому и говорится, что в современных условиях человек должен учиться всю жизнь и, соответственно, всю жизнь за это обучение расплачиваться. Наука превратилась в тот самый фабричный конвейер, у которого теперь стоят не работяги, а люди в белых халатах, путем нехитрых, хорошо алгоритмизированных операций производящих научные знания, осуществляющих научно-практические разработки и даже совершающие открытия, но, вот парадокс, слабо себе представляющие в целом — как функционирует процесс научного воспроизводства. 

Возможно, некий недобрый умысел во всем этом имеется, ибо никто не будет отрицать тот факт, что чем больше знаний, тем больше не только печалей, но и лучше представления о недостатках окружающей нас системы и закономерного желания изменить ее к лучшему, однако в значительной степени подобная деградация высшего образования определена недостаточным количеством человеческих особей, которые были бы в состоянии освоить человекоразмерные куски накопленного к настоящему моменту научного и иного знания. Пресловутая сингулярность знаний, которой так любят пугать, то есть ситуация, когда накопление знаний в значительной степени опередит способность человечество его усваивать и использовать на практике, как раз и отражает в предельной степени то, что происходит уже сейчас.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *