Вот и появился первый отзыв на мой роман весьма почтенного критика, главного редактора журнала «Новый мир» Андрея Василевского. Сначала слово уважаемому председателю жюри:
Верю, что в голове у автора все эпизоды и персонажи существовали системно, но в тексте эта системность нарушена; автор то ли изначально не прописал, то ли потом вырезал некоторые необходимые связки, которые помогли бы мне понять, так сказать, общую картину альтернативной реальности — что в этом мире возможно, а что невозможно, что тут «реальное», а что (кем-то) «воображаемое». Сам я с этим не справился и на последней странице пожалел, что нет «дополнительных материалов» (вроде как сводный указатель всех персонажей в «Калейдоскопе» Сергея Кузнецова). Но при всех «но» — это серьезное художественное высказывание.
Прочитав сие, имею мысль сказать следующее.
Всё больше начинаю прозревать гениальность тех людей, кто придумал данную премию, ибо она вообще не про фантастику. Она про то, какое место фантастика занимает в умах тех, кто влияет на литературный процесс в нашей стране. Нет, я не склонен утверждать, что члены жюри словом своим целиком и полностью творят так называемую боллитру, но их мнение и вкусы кое-что значат в литературных и издательских кругах. Поэтому «Новые горизонты» позволяют нам, писателям и почитателям фантастики, хоть краешком глаза взглянуть на то, как вообще воспринимается НФ респектабельной критикой.
Респектабельная критика НФ не понимает. Для нее это терра инкогнита. Зона Стругацких. Где каждая вынесенная на их суждения вещь сродни какой-нибудь «пустышке» — непонятно из чего и для чего сделанная неведомой цивилизацией Чужих для еще более неведомой цивилизации Хищников. Респектабельная критика не знает и знать не желает классику фантастики, каноны, концепты, идеи, стили, направления, в общем все то, без чего понять то, что читаешь, затруднительно, а выносить об этом квалифицированные суждения — НЕВОЗМОЖНО.
Самое печальное, что и наши издатели в массе своей именно так воспринимают отечественную фантастику, помещая ее где-то между литературой для подростков и журналами для взрослых. Поэтому и не замечают в упор серьезную отечественную фантастику, отдавая предпочтение переводной. А все потому, что на Западе — фантастика вполне респектабельный жанр. А не гетто.