Несколько запоздавший текст ко миновавшему дню учителя, хотя меня извиняет то, что нижеследующая статья была написана и опубликована в 2012 году в сетевом издании «Однако». Перечитав, я убедился в ее актуальности и по сей день. Боюсь, как бы у меня не получилась нетленка, ибо решения проблемы нет и не предвидится…
Предмет моих споров с младшим поколением на протяжении последних лет — конечно же, школа. Или, если шире, — образование и просвещение. Каждый, кто имеет потомка школьного возраста, прекрасно поймёт меня, а кто не имеет, тот легко вспомнит самого себя: все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь.
Итак, основная претензия к просвещению: в школе учат по большей части тому, что в жизни никогда не пригодится. Папа, вопрошает уже отнюдь не-кроха-сын, ну скажи, когда тебе в жизни пригодилась органическая химия?
Хочется пошутить на тему отличия спирта этилового от спирта метилового, но педагогично молчу, лихорадочно подыскивая соответствующий эпизод из жизни, когда без знания органической химии никуда… Отрок же продолжает наступление по всем фронтам: а физика? Тут я расправляю плечи, вспоминая, что по образованию как-никак я всё-таки… Но сын не дает опомниться и поминает всуе алгебру, геометрию и дальше по всему перечню уже и так усохшей с дней моей юности школьной программы.
И, если честно, я не нахожу аргументов. Ответ-то требуется честный, а я вполне согласен с тем аргументом, что большая часть школьных предметов в обыденной жизни никак не пригодится. Самые полезные навыки, которым научили в школе, – читать, писать. С наличием калькулятора навык устного счёта и умножения столбиком переместился в область архаики.
Что ещё печальнее — на стороне сына вся мощь нашей образовательной системы! Именно так! Ушли в ветхую древность представления о безусловной пользе многознания, ибо ещё царь Соломон обнаруживал в нем многопечалие. А нынче жить надо весело, чтобы вокруг была движуха, пруха и флэшмобы. Современной цивилизации уже не нужен энциклопедически образованный человек, вполне достаточно одного Анатолия Вассермана. Химия, физика, биология – непозволительная роскошь, когда основное занятие миллионов – шоппинг. Причём, несмотря на многомудрые утверждения о нужде государства в образованных людях, делается всё, чтобы превратить образование даже не элитарную услугу (я вас умоляю!), а в нечто, не имеющее никакого смысла и содержания, причём растянутое на двенадцать лет.
Мне это напоминает ситуацию с эвтаназией. Можно привести кучу аргументов в защиту этого деяния – милосердие, пресечение мучений смертельно больных, экономия средств и лекарств на тех, кому уже не помочь и т.д и т.п. – но при этом есть всего лишь один аргумент «против». Людей убивать нельзя даже по самым гуманным соображениям. Хотя, казалось бы, с наличием абортов и смертных казней эвтаназия вообще не должна поднимать моральных проблем. Почему убийство смертельно больного, причём зачастую с его собственного согласия, – это аморально и преступно, а убийство нерождённого ребенка – вполне доступное деяние?
А ведь в случае «шагреневой кожи» образования у нас нет и этого эфемерного морального аргумента! Аморально не знать физику? Преступно получать двойки по биологии? Да полноте!
И, тем не менее, лично меня гложет смутное сомнение. Я просто кожей ощущаю, что во всём этом есть какая-то неправда, лукавство, передергивание карт. Я до сих пор искренне считаю как урождённый «совок», что советская школьная программа была лучшей в мире. Лучшей именно потому, что она была избыточной. Другое дело, как её преподавали в той или иной конкретной школе, но это уже претензии не к программе, а к учителям.
Образование должно быть избыточным. Конечно, в какой-то степени оно должно быть прагматичным, давать знания, востребованные в каждодневной повседневной жизни, но кроме всего этого должно быть что-то ещё.
Какой смысл в этой избыточности? Научиться быть человеком, если говорить высокопарно. Тренировать эту самую разумную и творческую мышцу, без которой и нынче никуда. Никто ведь не спрашивает спортсмена, зачем ему такие изнурительные тренировки, ведь всего и делов – выйти на помост и поднять штангу, выйти на лёд и сыграть пару-тройку периодов, нырнуть в воду и проплыть сто метров? Человеческое сознание не менее сложно, чем человеческое тело. Ему тоже нужна специфическая тренировка, и кроме как в школе – её не получить, когда она, эта мышца, еще гибка, полна энергии и здоровья. А снаряд, который нужно поднимать в процессе этой тренировки, — всё те же химия, физика, история, обществоведение и далее по списку школьных предметов.
Ещё один аргумент. Разум производит идеи. Но производит он их не из пустоты, не из бессознательного, а из вполне себе осязаемых предметов: знаний, книг, впечатлений. Избыточность образования – это тот запас топлива, который позволяет проработать этой машине разума максимально долго, продуктивно и, что немаловажно, щедро. Не слишком задумываясь, а хватит ли топлива до ближайшей заправки. Проблема в том, что мы до сих пор не знаем, как эта машина работает. В сознании нет причинно-следственных связей уровня автоматизма окружающего мира. Мы не знаем, как повлияет на функционирование этой машины знание органической химии, даже если человек в своей дальнейшей жизни никогда с ней впрямую не столкнется. Но у человечества есть эмпирический опыт: всесторонне образованный человек в среднем является более полезным для общества, чем человек с коридорным образованием ЦПШ. Исключения, конечно же, есть. Но они всего лишь исключения.
И, наконец, последнее соображение. Не видите ли вы вопиющего противоречия в том, что главный тренд цивилизации – огромное перепроизводство информации, обеспечение к этой информации максимально широкого доступа каждого, и при этом – максимальное снижение способностей человека обрабатывать эту информацию, пропускать ее через критическое сито своих знаний? Информации – море и океаны, а способных квалифицированно в ней разобраться – иссыхающий ручеек. И где смысл? В чём резон? Я далек от конспирологических теорий, но глупо отрицать, что лишение человека способности фильтровать этот информационный девятый вал делает его легкой добычей для всякого рода манипулятивных технологий.
Вот то, что мне приходит в голову при поиске аргументов в споре с сыном. Впрочем, я не успеваю ни сформулировать эти аргументы, ни вербализировать, ибо отрока отвлекают более важные дела: компьютер, вконтакте, дьяболо и прочие обязательные предметы образования хомо цифровой эпохи…