«Республика Земшара» Михаил Савеличев – ещё один вариант альтернативного развития нашего государства. Пролетарская революция по заветам Маркса в повести случилась не в России, а в Европе. Именно за кордоном образовался Европейский Союз Советских Республик (ЕССР), а у нас после Славной Октябрьской революции сохранилась монархия с Алексеем Николаевичем на троне.
Читая самые первые абзацы «Республики Земшара» я немедленно вспомнил великолепную раннюю повесть Василий Щепетнев «Седьмая часть тьмы» (1998), в которой Россия тоже не стала большевистской, в которой тоже правил император Алексей. Правда, у Щепетнёва муж Надежды Константиновны всего лишь прозябал под началом Льва Троцкого на коминтерновском радио «Свобода» в Берлине, а в повести Савеличева – он скоро станет премьер-министром страны. Если мне не изменяет память, товарища Ленина уже назначал главой российского правительства царь Николай Второй в романе Юрий Арабов / Arabov «Столкновение с бабочкой» (2014). Ну и правильно, надо же как-то использовать потенциал Ильича, который всегда был мастером неожиданных решений в неожиданных обстоятельствах. К тому же, по расчётам Савеличева и государя Алексея Николаевича только большевики знают, как справиться в тревожном 1929 году с ядерным волдырём всемирной бойни, стремительно набухающим в ЕССР.
Практически каждое предложение в повести блестяще эрудированного Савеличева – это отсылка к конкретному историческому лицу или событию, фантастическому произведению или литературному герою. В глазах рябит… Великая княжна Ольга Николаевна и генштабист Тухачевский, вертолётчик Сикорский и лётчик Чкалов, «Инженер Мэнни» и «Гиперболоид инженера Гарина», трансфузия и тектотон, хронос и кайрос. Сталин, Бухарин, Каменев, Зиновьев, выживший из ума кайзер Тилли-Вилли. Революционер, врач, экономист, философ, талантливый во всём Богданов-Малиновский с кровью, обогащённой живительной субстанцией, полученной от пришельцев. А ещё его сын… Нет, всех персонажей не перечислить… Кстати, Троцкий-то где? 🙂
Я лично получил удовольствие, но за остальных читателей не отвечаю. Повесть похожа на план-черновик большого романа или выжимку из него. Эдакий альтернативно-исторический экстракт, в который надо лишь добавить водички описаний: чувств, характеров и погоды. Другой бы автор здесь многотомную эпопею наваял, а Савеличеву просто некогда, да и, похоже, совсем не интересно.
Поставил бы эпиграфом, но не те возможности у Фейсбука:
Куда спешим? Чего мы ищем?
Какого мы хотим пожара?
Был Хлебников. Он умер нищим,
Но Председателем Земшара.
Стал я. На Хлебникова очень,
Как говорили мне, похожий:
В делах бессмыслен, в мыслях точен,
Однако не такой хороший.
Пусть я ленивый, неупрямый,
Но все равно согласен с Марксом:
В истории что было драмой,
То может повториться фарсом.
Николай Глазков (1945)