Угроза тупика
Для каждого, кто обладает навыком систематического чтения, не секрет, что подавляющее большинство образцов современной массовой литературы на уровнях изложения и построения сюжета старательно копируют фильмы и игры, как правило в ущерб сугубо литературным техникам. Известный принцип, который внушают писателям-неофитам (он же МТА), — «покажи, а не расскажи», упрощение изложения для легкости восприятия, разряжение текста множеством диалогов, стремление сделать текст максимально развлекательным, а также активные процессы заимствования сюжетов и сюжетных ходов из фильмов и компьютерных игр в форме новеллизаций и РПГ, — эти и множество других приемов демонстрируют неумолимый процесс конвергенции литературы и визуальных медиа.
И это тупиковый путь для литературы, ибо он — попытка конкурировать с заведомо более сильным противником на его же поле. Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
Если данный тренд будет продолжаться, а сомневаться в этом особенно не приходится, то надобность в литературе вообще исчезнет. По сложности сюжета современные сериалы и игры уже далеко не на равных конкурируют с романами и повестями, ибо являются результатом коллективного творчества, огромных денежных вложений, высочайших технологий воплощения, рядом с которыми текст, набранный на компьютере каким-то чудаком-одиночкой, выглядит чем-то вроде наскальной живописи по сравнению с цифровой фотографией. Автомобиль, сошедший с конвейера, окажется заведомо лучше машины, собранной кустарем в личном гараже из подручных средств и деталей, найденных среди сора…
Восхождение к архаике
Литература как массовый развлекательный продукт существует относительно недавно. Она по преимуществу есть результат развития капитализма, который породил классы людей, достаточно грамотных, чтобы уметь читать книги, и образованных, чтобы понимать их в широком культурном контексте. (То есть, такому читателю не надо пояснять отсылки писателя на Библию, например.) Эти люди, к тому же, обладали достаточным свободным временем, дабы иметь возможность структурировать его по собственному усмотрению. Добавим сюда и тот факт, что появилась прослойка, желающих странного — духовную потребность читать.
Sic transit gloria mundi. Что мы имеем в настоящее время? Пожалуй, по всем вышеперечисленным признакам наблюдается откат к архаичным общественным структурам. Точнее сказать, не откат, а возвращение к ним на более высоком витке спирали общественного развития, варваризация с компьютерами. Хотя, возможно, термин «варваризация», подразумевающий некую степень общественной деградации, здесь не совсем подходит, ибо спираль истории все же имеет восходящую динамику, и даже грядущее варварство будет иметь вполне различимые цивилизационные атрибуты. Но станет ли нам от этого легче?
Образование стремительно теряет функции воспитания и формирования мировоззрения, превращаясь в утилитарное наделение человека исключительно ремесленными навыками, востребованным в данный момент на рынке. Для этого придумали даже термин — «компетенция». Одарять человека широким кругом знаний, а главное умением самостоятельно раздвигать границы этого круга, с помощью тех же книг, — излишний труд. То, что не востребовано, идет под нож рыночного прагматизма. В первую очередь это культура, литература, а также фундаментальная система знаний об окружающем мире. Недалек тот день, когда подобное ГМО-образование уже не сможет производить плодоносное, то есть творчески активное население, равно как ГМО-соя не способна рождать зерна для нового урожая.
Несмотря на уверения прогнозистов в том, что свободное время человека продолжит расширяться, ибо затраты человеческого труда на изготовление единицы полезного продукта стремительно приближаются к нулю — «вкалывают роботы, счастлив человек», однако колоссальным образом возросла конкуренция за это свободное время со стороны электронных медиа. Не будет преувеличением сказать: наше свободное время мы жертвуем все той же работе — работе нашего внимания, которое раздирается между сериалами, социальными сетями, играми, рекламой. Кто-то сказал, что скоро человеку будет платить просто за движение глаз, что в общем-то не преувеличение, а самая что ни на есть реальность — те продукты, которые мы воспринимаем как бесплатные, дармовые, халявные, для нас такими на самом деле не являются. Мы за них платим, и платим весьма дорого — нашим и так весьма скудным продуктивным временем. По сути, сдаем мозг в аренду сетевой реальности, функционирование которой обеспечивают отнюдь не процессоры, твердотельные диски, мобильники и планшеты, а мы сами. Причем того не замечая. Медиа медленно, но верно превращаются из развлекательных в хищные вещи и структуры. Истории о том, что компьютер, не ставя вас о том в известность, производит майнинг криптовалюты — последний по времени звоночек, возвещающий о приближении дивного, нового мира. Только место компьютера займет наш собственный мозг.
Результатом этих тенденций стало в том числе радикальное сокращение прослойки людей, которым если не давать читать, то они умрут с голоду. Но, скорее всего, с голоду они уже умерли от иных причин — катастрофического падения запроса социума на их воспроизводство и общественный консенсус по поводу того, что такие люди больше не нужны, ибо каждый сам себе с усам, «такой хоккей нам не нужен».
(Продолжение следует)