5. Технологические зоны
За всю историю индустриальной производственной системы, только двум странам удалось создать целостные технологические зоны — США и СССР. Капиталистическому миру и социалистическому лагерю, как тогда выражались. И хотя коннотации по поводу того, что у них, де, мир, а у нас, понятное дело, — лагерь, на самом деле отражало лишь тот факт, что емкость технологической зоны капитализма превосходила (пока, до поры до времени, как на то надеялись) емкость технологической зоны социализма. Емкость зоны определялась различными параметрами — народонаселением, пространством, объемом денежных, сырьевых и прочих ресурсов. Но, в значительной степени, все же рынком сбыта, на который могли расчитывать производители товаров групп А и групп Б. Если кто уже не помнит терминологию политэкономии, то товары группы А — это производство средств производства, а товары группы Б — производство средств потребления. Чем выше емкость технологической зоны, тем более сложные и разнообразные товары обеих групп она способна выпускать.
Поэтому, когда говорят, что социализм как производственная система был ущербен, то ущербность эту следует искать все-таки в наиболее фундаментальное причине — относительно более низкой емкости технологической зоны. Это как если бы при постройке автомобильного завода, чья сборочная линия рассчитана на строго определенное количество операций, а потому длина конвейера не может быть короче технологически заданного параметра, у вас вдруг оказалось, что пространство строительной площадки ограничено, в результате чего сборочная линия будет более короткой, а потому от некоторых операций приходится отказаться, так что на выходе получается грузовик, которому предстоит уже ручным способом прикрутить какие-то необходимые детали.
Основное и наиболее важное свойство технологической зоны — способность к автономному существованию. Да, обмен между зонами существует, но при необходимости они вполне могут перейти в замкнутый режим функционирования, выдавать, производить большую часть необходимой продукции, обеспечивающей воспроизводство и даже — расширенное воспроизводство по всем своим параметрам, то есть обеспечивать свое население не только пищей, но и одеждой, промтоварами, а свою промышленность — станками и сырьем.
Если бы по каким-то причинам произошло обрушение одной из зон, то вторая сыграла роль дублирующей системы, обеспечив быстрое восстановление всех основных технологических цепей. Что, собственно, и произошло, когда случилось разрушение системы социализма. Хотя, вполне могло произойти с точностью до наоборот — разрушение капитализма, и тогда бы глобальную экономику создали на основе социалистического способа производства. И мир пошел бы по коммунистическому пути развития.
Но феномен технологических зон не единственный, объясняющий необходимость для современной цивилизации постоянно расширяться вплоть до пределов земного шара. А когда эти пределы достигнуты, то и выйти за его границы, например, в космос. Не случайно, космические исследования возможностей полета на Луну и Марс в настоящее время получают второе дыхание.
И здесь необходимо осмыслить сам способ, каким наша цивилизация обеспечивает накопление и практическое использование научного знания, которое и является одной из ее движущих сил.
(Продолжение следует)