6. Нечеловекоразмерность знаний
Начнем с очевидного. Один человек не может знать всё — довольно понятное утверждение, прописная истина. Накопленная человечеством сумма знаний не вмещается в одну голову, требуется множество людей, чтобы усвоить, осмыслить и продолжать развивать знание даже в самой узкой научной дисциплине, не говоря о целых отраслях и областях научного знания — физике, биологии, математике, химии, философии, астрономии. А ведь есть еще и культура, которая является такой же производящей силой общества, как и наука, есть и религия, военное дело, да мало ли еще, что и составляет современную цивилизацию, без чего она не может существовать, воспроизводиться и развиваться.
И для всего этого необходимы люди, люди, люди. Только человеческая личность способна не только хранить информацию, но главное — осмысливать ее, применять на практике, производить на основе усвоенной информации все новые и новые ее порции, внося вклад в общую сумму человеческих знаний. Ошибка предполагать, будто знания хранятся в книгах, на жестких дисках компьютеров, на деле единственный и истинный хранитель знаний — человек и только человек. Все остальное — лишь вспомогательные средства, блоки внешней человеческой памяти, которые мертвы и бесполезны до тех самых пор, пока крохотная частичка информации не попадает в человеческий мозг и там претерпевает изменения, воплощаясь в практическую деятельность.
А поскольку сумма знаний с каждым годом, днем, часом, секундой не перестает увеличиваться, а емкость, или скажем так — человекоразмерность информации остается все же постоянной в силу биологических ограничений, то для того, чтобы эта сумма знаний не являлась мертвым грузом, необходимо постоянное расширение круга людей, которые эти знания будет осваивать и применять на практике. Демографический рост населения с этой точки зрения есть не что иное, как отражение накопления человечеством столь огромной суммы знаний, что для ее теоретического и практического освоения требуются миллиарды людей, причем людей образованных, способных не только читать, писать и считать, но и обладающих навыками научных знаний. Когда говорят ставшую клише фразу о том, что наука становится производящей силой общества, то имеется в виду именно это — на данном этапе развития социума недостаточно поставить рабочего к конвейеру просто для того, чтобы закручивать гайки или паять микросхемы, в конце концов дешевле для этого приспособить робота, что и совершается в настоящее время, когда появляются почти полностью безлюдные производства, высвобождая не столько человеческие руки, сколько человеческие мозги для более сложной и актуальной работы — осваивать и производить новые знания.
Однако даже сейчас, когда кажется, будто человеческий прогресс достиг невиданных дотоле высот, с освоением и производством новых знаний дело обстоит, мягко говоря, не так уж хорошо. Слишком узок круг людей, которые привлечены и обучены эти знания усваивать и использовать на практике. Доступ к образовательной системе доступен малой части населения Земли, что закономерно приводит к тому, что мы буквально захлебываемся в океане знаний, мы не справляемся с ними, а потому современная образовательная система де-факто отказалась от тех форм фундаментального образования, которые были характерны для университетов прошлых столетий. Образование утратило универсальность.
(Продолжение следует)