Театр братьев Стругацких

С.Орехов. Братья Стругацкие

Сборник «Театр братьев Стругацких» является данью уважения творчеству писателей Аркадия и Бориса Стругацких и включает произведения, действие которых происходит в литературной вселенной знаменитых фантастов.

В сборник вошли продолжения повестей «Беспокойство», «Волны гасят ветер» и «Пикник на обочине», а также  произведения, где действуют сами братья Стругацкие в обличии своих литературных альтер-эго. 

Сборник проиллюстрирован художником Анной Дербеневой, чьи рисунки великолепно воспроизводят дух золотого века советской фантастики, а на обложке представлен нарисованный художником Сергеем Ореховым портрет Аркадия и Бориса Стругацких в качестве героев своей повести «Гадкие лебеди».

Автор скромно надеется, что сборник «Театр братьев Стругацких» станет настоящим подарком для всех любителей творчества замечательных писателей-фантастов, чьи произведения до сих пор сохраняют актуальность и без которых невозможно представить лицо современной фантастики.

Великий немецкий философ Фридрих Ницше выводил рождение древнегреческой трагедии из духа музыки. Идея этого сборника произведений «по мотивам» вселенной братьев Стругацких родилась из «духа» рисунка, который вы можете здесь видеть. Живопись, как и музыка, вообще играет особую роль в рождении литературных произведений. Достаточно вспомнить хрестоматийный пример самих братьев Стругацких, для которых картина Николая Рериха «Град обреченный» послужила если не источником самого замысла, то источником вдохновения и настроения для создания одноименного романа уж точно.

Повесть «Возлюби дальнего». Ее название — почти прямая цитата из уже упомянутого нами Ницше, которая должна была стать названием одной из повестей Стругацких, но, по понятным причинам, такое не допустила бы советская цензура. Повесть является непосредственным продолжением «Беспокойства» (Улитка на склоне-1) и своеобразным прологом к «Далекой Радуге». Это попытка найти ответы на некоторые вопросы, на которые сами Стругацкие так и не ответили. Как, например, спасли Атоса из Леса? Как выжил после катастрофы на Радуге Горбовский? Какова, наконец, подлинная история операции «Зеркало»? Возможно, все было и не совсем так? А возможно — именно так.

Рассказ «Грех первородных» ставит своего рода точку в истории взаимоотношений люденов и человечества, и события в нем разворачивается на космологических масштабах пространства и времени, повествуя о том, что ничто не вечно в этом мире. Ничто, кроме любви, конечно же.

Идея повести «Бродячая труппа Гран-Гиньоль» принадлежит Андрею Черткову, который в свое время задумал тематический сборник продолжений «Пикника на обочине» с блестящей, на мой взгляд, идеей. Увы, сборник так и не состоялся, а вот повесть была написана.

Идея звучит так.

Стругацкие писали, что замысел повести «Пикник на обочине» пришел к ним, когда они увидели на лесной поляне остатки пикника. Однако если развить эту мысль, то ведь остатки пикника остаются на поляне не навсегда. Время от времени появляются уборщики, которые вычищают всю грязь с поляны и забирают с собой — на свалку или куда еще, неважно. Итак, представьте себе, что так же неожиданно, как когда-то в Хармонте и пяти других местах Земли появились Зоны Посещения, эта и другие Зоны вдруг исчезли. Также исчезли все вынесенные из нее артефакты и прочий хабар. Так или иначе были удалены и другие — нематериальные — следы влияния Зоны на биосферу и цивилизацию Земли.

Эта маленькая повесть написана именно об этом — не столько о самом процессе «зачистки» следов Посещения на Земле, сколько о последствиях «зачистки» для землян, для человечества.

Идея написать историю создания «Улитки на склоне» зрела давно, но я не представлял как можно к ней подступиться, а главное — о чем в ней написать? Ведь сугубо внешне творческий процесс писателя довольно скучен, на ум тут же приходит известная байка про Хемингуэя, который писал роман, лежа в гамаке, что весьма озадачивало его слугу, который не мог различить, когда папаша Хэм работал, а когда бездельничал. Конечно, в случае братьев Стругацких мы имеем дело не с одним писателем, а соавторами, которые, к тому же, используют диалогический метод создания текста. Но ведь должно быть что-то еще… Представленная здесь повесть «Две путевки в Гагры» является зачином романа, работа над которым продолжается. Эта повесть, как мне кажется, вполне самодостаточна, к тому же ее можно рассматривать как вступление к тексту, завершающему сборник.

И, наконец, сценарий. Братья Стругацкие написали достаточное количество сценариев, и делали они это, как правило, с удовольствием. Помните? «Я люблю писать сценарии. Из всех видов литературной поденщины мне более всего по душе переводы и сценарии. Может быть, потому, что в обоих этих случаях мне не приходится взваливать на себя всю полноту ответственности»… Но вот сама их кинематографическая судьба сложилась не столь удачно. Возможно, тут сказывается известный в кино парадокс — из великолепных книг, как правило, получаются плохие фильмы, и наоборот — отличное кино может иметь весьма посредственную литературную основу. Может поэтому «Сталкер» Тарковского стал шедевром, что его сценарий, по сути, никак не соотносился с «Пикником на обочине»?

В сборнике представлен сценарий пилота сериала, в основу которого должны лечь темы, мотивы, сюжеты книг Стругацких. Будет ли реализована идея подобного сериала сказать трудно, возможно сборник попадется на глаза продюсеру, которого данный проект заинтересует, но это уж точно будет фантастика! А пока — завязка, в которой двое молодых и дьявольски талантливых писателя-фантаста Аркадий и Борис Рубацкие в марте 1965 года приезжают в дом творчества в Гаграх, чтобы написать новый роман, не подозревая, какие фантастические перипетии вокруг них развернутся.